
Подобные ситуации имеют место в случаях, когда различные договоры банковских услуг заключаются уполномоченным работником банка, но вопреки интересам своего работодателя, при том, что для самого гражданина из сложившейся обстановки ясно, что этот работник действует от имени и в интересах банка. На потребителя, не обладающего профессиональными знаниями в сфере банковской деятельности и не имеющего реальной возможности изменить содержание предлагаемого от имени банка набора документов, необходимых для заключения договора, возлагается лишь обязанность проявить обычную в таких условиях осмотрительность при совершении соответствующих действий (заключить договор в здании банка, передать денежные суммы работникам банка, получить подтверждение в совершении операции и пр.).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 21 февраля 2023 г. № 21-КГ22-11-К5 о взыскании денежных средств, в пользу обманутого сотрудником банка клиента разъяснил, что в случае, если потребитель банковских услуг (продуктов) при обращении в офис банка заключил договор или имеются все основания полагать, что договор независимо от требований к его форме заключен банком, то есть лицом, которое, исходя из обстановки заключения договора, воспринималось потребителем как действующее от имени банка, материальную ответственность перед потребителем за умышленные действия сотрудника банка, направленные на обман потребителя и причинения ему ущерба, при этом использующего свое должностное положение, будет нести банк, а не его сотрудник.
Таким образом, в случае, если при заключении какого-либо договора в банке гражданина обманул сотрудник банка, письменные требования, а также исковые заявления необходимо направлять в адрес банка, а не его сотрудника.